мой банер

 

 

 

 

Домашний сайт Бурыхина Дмитрия Александровича

Власов А.А.1974год Глава посвященная водному туризму.



ЧАСТЬ 3

Загрузка судна и маневры у берега



Груженое судно с экипажем сохраняет устойчивость на курсе и удовлетворительную управляемость, если сидит в воде без крена, с легким дифферентом на корму, что может быть достигнуто соответствующим размещением багажа и людей. На каждом судне должны находиться спальные принадлежности и личные вещи экипажа, часть посуды, хлеб и продукты — все с расчетом, чтобы лодка, оторвавшись от группы для исследовательской работы или по другой причине, могла организовать ночлег и питание. Груз, доставшийся судну при распределении, остается на нем до конца путешествия, если только обстоятельства не потребуют переместить его на другое судно. Каждая вещь должна иметь свое постоянное место: предметы ежедневного пользования, аптечка, ремонтный набор, топоры — поближе, редко употребляемые вещи —подальше. На лодках и ялах под основную массу вещей отводится полубак до передней банки, команда размещается в задней половине. Продукты лучше держать в ящиках или чемоданах, чтобы все было уложено в порядке. Личную посуду, вымыв, собирают в ведро и крепят его где удобнее, костровые принадлежности, запасное весло, удочки, разные палки в лодке крепят вдоль бортов изнутри. Отпорный крюк должен лежать под ру- кой, надутые спасательные круги — на полубаке, поверх вещей, там же фалинь и буксирный конец, свернутые в бухточки.

Деревянная лодка требует отливки скапливающейся внутри воды, поступающей через неплотности обшивки, через борта и заносимой ногами гребцов. Если с судном обращаться бережно, соблюдать правила содержания на стоянке, отвала от берега, подхода к нему, посадки и высадки команды, отливом не придется заниматься непрерывно. На стоянке на спокойной, несудоходной и нелесосплавной реке лодку можно оставить на ночь на воде, надежно закрепив фалинь за дерево или хорошо забитый кол и убрав на берег весла. На открытых водных пространствах, на судоходных реках, где возможна волна от самоходных судов или занос к берегу хвоста проходящего плота, лодку лучше на ночь вытащить на прибрежную отмель, но рано утром опять поставить на воду, чтобы не обсыхала.

Перед вытаскиванием лодки на берег ее надо полностью освободить от груза. Вытаскивая, нельзя волочить лодку по грунту, как бы мягок он ни был, а перекатывать на катках. Для этой операции достаточно трех человек: двое катят судно, держа его за планшири, третий перекладывает катки под форштевень по ходу движения. Погрузку вещей производить, когда лодка на воде. При посадке люди входят (а не прыгают!) в судно по очереди с кормы и сразу занимают свои места на банках, гребцы вставляют в подуключ-ники уключины, в уключины весла и кладут их по бортам; рулевой с берега отдает фалинь, укладывает его в бухточку на полубаке и, оттолкнув лодку на свободную воду, занимает свое место. Подходя к берегу, рулевой разворачивает лодку против течения и, направив ее под очень малым углом к берегу, командует: «Шабаш!» Гребцы кладут весла по бортам, рулевой, используя набранную скорость, подводит лодку бортом вплотную к берегу, сидящий на передней банке выскакивает с колом и топором и, доведя за фалинь судно до места, забивает кол и швартует за него судно. Люди встают, забирают весла и покидают судно по очереди. При навальном ветре для подхода к наветренному (подветренному по отношению к судну) берегу выбирают отмелое место и судно направляют к нему под углом 45°. Когда глубина станет по колено, гребцы выскакивают и выводят судно на берег на руках. Если рулевой прозевал, команды «Выскочить!» не подал и продолжает вести судно носом на берег, ближайшая волна, особенно крутая на мелководье, накроет его с кормы. Малая остойчивость байдарок требует, чтобы все операции производились в несколько ином порядке.
Грузить багаж в теплую летнюю погоду удобнее не с берега, а выведя байдарки на прибрежное мелководье. Грузят вещи двое — один носит и передает, другой, стоя в воде, принимает и укладывает. Костровые принадлежности, запасное весло, удочки крепят на деке под леером, отпорный крюк — под рукой, спасательные круги, фалинь и буксирный конец, уложенные в бухточки, — на деке форпика. Узкое пространство между штевнями и передним и задним шпангоутом заполняют надутыми камерами баскетбольных мячей, что обеспечивает плавучесть в аварийном положении. Затем там же на кильсон складывают консервы в банках и неходовую обувь, а ближе к кокпиту, где пространство под декой шире и выше, — емкости с продуктами и, где останется место, — бидон с питьем и ведро с посудой. Если продукты везут в жесткой таре, ее размеры должны соответствовать габаритам форпика и ахтер-пика. Ведра, чтобы не оттирать копоть каждый день, возят в чехлах, сшитых из плотного материала. По бортам, в «камере хранения», в специальных, цилиндрической формы непромокаемых мешках укладывают одежду, белье и другие легкие вещи. Из надувных матрацев или спальных мешков в непромокаемых чехлах, уложив их на сиденье и спинку, устраивают сиденья гребцов. Иногда сложенные спальные мешки кладут на сиденье, а на спинку подвешивают надувной круг. Свободно заполненные и надежно завязанные цилиндрические мешки по бортам и надувные матрацы образуют добавочный аварийный резерв плавучести. Под ноги кладут тряпку, сиденье переднего гребца сзади чем-либо прикрывают, чтобы задний не замочил его ногами, сбоку кильсона кладут спринцовку, привязав ее длинной бечевой. Все, что нужно часто доставать в пути — часы, очки, носовой платок,— удобнее держать в нагрудных и байдарочных бортовых карманах, чтобы доставать не перегибаясь вбок.
Пол перед гребцом должен быть свободен от вещей, чтобы следить за накоплением воды и вовремя отливать ее. Тут же надо уложить шланг спринцовки. Чем выше сидит гребец, тем легче ему грести, длиннее проводка весла и шире сектор обзора, но при этом повышается центр тяжести и уменьшается остойчивость. Со временем байдарочник будет автоматически выравнивать крен своим корпусом, но новичков,обучая гребле, сажать следует пониже. Это полезно и для тренировки мышц, движущих весло.рис 119

Посадка в байдарку производится так: задний гребец держит судно обеими руками за комингс у мидельшпангоута, передний, Bciae у борта лицом к форштевню, немного впереди своего сиденья, ставит ближнюю к борту ногу на кильсон (предварительно ополоснув ее), затем, согнув корпус, опирается руками о комингсы, переносит в этом положении на кильсон другую ногу и плавно садится на приготовленное заранее сиденье. Задний гребец передает ему весла, садится таким же порядком и берет свое весло. Эту операцию можно также производить держа в руках весло поперек борта (рис. 119).
Выходят из байдарки тоже лицом к форштевню. Гребец кладет весло вдоль борта или поперек, опирается руками о комингсы, в согнутом положении выносит одну ногу, потом другую. Посадку и высадку «с воды» нельзя производить, если глубина больше чем по колено. В аварийном положении первым покидает байдарку передний гребец.
На стоянке байдарки, разгрузив, выносят на берег и кладут на ровной площадке днищами вверх в одно место, видное из палаток, но подальше от костра. Весла складывают под тенты палаток. Если требуется ремонт, лучше осуществить его в обед или с вечера.
К берегу байдарка подходит бортом против течения. При подходе к приглубому берегу гребцы в зависимости от его строения и скорости течения удерживают судно или положив на берег одним концом весла и держа их поперек судна, или ухватившись за растительность. Первым выходит с фалинем и швартует судно передний гребец.

Организация движения



На старте путешествия сборку байдарок или приведение в порядок неразборных судов группа часто заканчивает в конце дня. Происходит это почти всегда вблизи населенного пункта, в присутствии многочисленных зрителей, поэтому лучше всего, погрузив багаж в нера- зобранном виде, отогнать свой флот до подходящей стоянки, встать там лагерем, а распределение багажа и людей по судам произвести с утра.

Общий распорядок ходового дня устанавливается в зависимости от времени года, географической широты и климатических особенностей района. Он может изменяться под влиянием перемены погоды, препятствий на пути, волоков, обносов, аварии. Наиболее эффективна и приятна гребля в прохладные утренние часы, но чем южнее район маршрута, тем короче это время суток. Поэтому летом в средней полосе подъем назначается не слишком поздно после восхода солнца, а в южных широтах —даже затемно. Дежурные при всех условиях встают на час-полтора раньше.

На утренний туалет, завтрак, приготовленный с вечера, обязательно горячий и с неограниченным количеством чая или кофе, уборку лагеря и погрузку судов отводится не больше 1,5 часа. Непросохшие палатки досушивают в пути на дневном привале.

Перед отвалом, когда туристы займут свои места на судах, руководитель группы осматривает место стоянки и проверяет, нет ли забытых вещей, погашен ли костер, сложены ли остатки топлива, убран ли мусор.

В спокойных условиях, когда движение на веслах прерывают лишь проводки вброд через мелкие перекаты, греблю чередуют с регулярным десятиминутным отдыхом через каждый час, собирая группу борт к борту, в «пакет», медленно плывущий по течению, или отстаиваясь в тени.

Походных порядков два —кильватерной колонной и строем пеленга или уступа (рис. 120), но в обоих случаях рулевой каждого судна старается не выходить из зрительной и голосовой связи с ближайшими судами спереди и сзади. Руководитель выбирает место, откуда ему удобней видеть большую часть группы, и назначает ведущего и замыкающего. Запрещается обгонять ведущего и отставать от замыкающего.

Если группа отвалила от места ночлега не позже 8 часов, то уже около полудня ведущий выбирает участок для дневного привала. Стоянка должна иметь удобный подход к берегу для судов, достаточно длинный фронт береговой полосы для их швартовки, разгрузки и погрузки, источник питьевой воды и топливо. На реке для этой цели лучше всего подходят сухие и ровные надпойменные террасы или достаточно высокая пойма с пляжем и лесом поблизости, а на озере и водохранилище — устья притоков или бухточки, куда не заходит большая волна. На дневном привале туристы, пока готовится обед, купаются, производя неотложный ремонт судов, потом обедают и отдыхают лежа. С дневной стоянки снимаются, когда спадет жара, обычно в 15 —16 часов. На ночлег становятся за 40 минут до захода солнца, чтобы засветло разбить лагерь, приготовить ужин и завтрак на следующий день.

Часы утреннего подъема, завтрака и отвала объявляются с вечера и соблюдаются самым строгим образом. Дать «отоспаться» можно внесенной в план-график полудневкой или более ранним отходом ко сну, но не переносом подъема на более поздние часы.

Описанный распорядок дня реален в условиях достаточно длинного светового дня и хорошей летней погоды, в средних широтах — с конца мая до половины сентября. Позже подъем назначают с восходом солнца, а полу дневный отдых сокращают до часа-полутора, меню ограничивают холодной закуской с чаем, на ночлег встают за час до захода солнца.

В ненастье к погрузке приступают, как только перестанет дождь, появятся виды на улучшение погоды и хоть немного просохнут палатки, а завтракают, если нужно, между делом. В неустойчивую погоду группа движется, пока есть возможность, закусывая на ходу, но не поддаваясь искушению набрать недостающий километраж после захода солнца, так как в этих условиях особенно необходимо поставить капитально лагерь, запасти топливо и приготовить ужин и завтрак на следующий день до наступления темноты. Большей свободой во времени группа располагает в северных широтах в период белых ночей, но во всех случаях, даже при явном недостатке времени, никогда не оправдает себя круглосуточное движение, хотя бы потому, что утомленные за ночь туристы потребуют отдыха днем. В средних и южных широтах движение ночью делает недостижимой главную цель похода—видеть и фиксировать записями и фотографией места, которые хотел познать.

Техника движения



В водном путешествии работа на веслах составляет один из важнейших компонентов, слагающих оздоровительный комплекс водного туризма. Способы гребли можно разделить на две основные группы —с опорой на борт и без нее.
К первой группе относятся виды гребли, где однолопастное весло работает, как рычаг первого рода с точкой опоры в уключине.

Гребля распашная — гребец работает одним распашным веслом, сидя на банке у борта, противоположного уключине. В туризме этот вид применяется на ялах-четверках, вельботах и долбленках, приспособленных под греблю.

Гребля катерная— гребцы, сидя вдвоем на одной банке, гребут каждый одним вальковым веслом. Применяется на ялах- шестерках. На обыкновенных лодках к ней прибегают, идя против ветра или течения, если позволяет ширина судна.

Гребля парная — наиболее распространенный вид, где гребец работает один парой весел.

Во всех этих случаях гребцы сидят лицом к рулевому. Ко второй группе принадлежит гребля байдарочная — двухлопастным веслом (гребец сидит лицом в направлении движения) и гребля коротким веслом — гребком, сидя на корме. Второй вид туристы применяют лишь для перегона судна на короткое расстояние или (на байдарке) лишившись весел в результате аварии и изготовив гребок из случайного материала.

В водном туризме скорость движения и возможно большая длина дневного перехода не составляют даже второстепенной цели путешествия. Турист на нетрудных маршрутах лишь в очень редких случаях прибегает к гребле с полной отдачей сил. В нормальных же условиях при движении вниз по реке он работает вполсилы, используя попутное течение. Поэтому туристская гребля существенно отличается от спортивной, не только по расходу энергии в единицу времени, но и по стилю.

Основное правило гребли — умеренный, равномерный темп, длинная проводка весла и погружение его в воду лишь на половину лопасти. Важно уметь контролировать правильную глубину погружения лопасти по высоте положения рукояти, смотря прямо перед собой и не вертя головой то в ту, то в другую сторону. Два последних требования обязательны и на байдарке. На военно-морских шлюпках и на обыкновенных гребных лодках производить маневры удобнее по командам.команды

Без нужды подавать команды излишне: в пути гребцы понимают рулевого по жестам; если гребля участилась, можно замедлить ее, отбивая такт рукой. На байдарке гребец работает веслом, слегка откинувшись на спинку, вынося руку вперед до ее выпрямления и проводя лопасть, пока не распрямится противоположная рука. Ноги уперты во флор шпангоута, кисти на ширине плеч. Гребцы гребут не вперекрест, как на спортивных байдарках, а параллельно, что необходимо для маневра; этого требует также более тесное расположение сидений. Байдарочная гребля, когда работают только руки с помощью корпуса и ног, гораздо легче парной и распашной, в которой участвуют брюшные и спинные мышцы. Положение стоя в байдарке при- нимают на ходу только если нужно покинуть судно в аварийной обстановке. При необходимости наклониться вбок, поправить сиденье, достать что-либо из-под деки, снять или надеть часть одежды обязательно предупреждают товарища, чтобы он был готов откренить судно. Командует байдаркой задний гребец. Он определяет темп гребли и объявляет переднему курс на береговой ориентир в спокойных условиях и намечаемый путь в сложной обстановке. Передний гребец выполняет роль впередсмотрящего. Он предупреждает заднего о препятствиях на пути, на что последний отвечает: «Вижу!»

Преодоление искусственных препятствий



Подойдя на видимость препятствия, ведущий, а за ним вся группа останавливаются, и руководитель, организовав в необходимых случаях страховку, указывает путь и способ прохождения. За ним идут, повторяя его маневр, ведущий и поодиночке, соблюдая дистанцию, остальные суда группы. После преодоления препятствия руководитель собирает группу «в пакет», объясняет, почему принято данное решение, и указывает на возможные и допущенные ошибки. Простейшие препятствия, например мост с широкими пролетами, можно' проходить с ходу, но подав команду «Разомкнуться!»

Рыболовный закол (яз, ез, сежа, сержа)—плетень через реку с отверстием для рыболовного снаряда, иногда со скамеечкой наверху — можно разобрать и через разобранное отверстие идти на байдарке тихим ходом, чтобы не напороться на старые колья.

Капитальные мосты транспортных магистралей с промежуточными опорами на несудоходных реках проходят посредине одного из пролетов, где разведка установит достаточную глубину и отсутствие бурунов, свидетельствующих о скоплениях строительного мусора в виде камней, металлолома и глыб бетона. Перед мостом обычно стоят ледорезные быки, около них встречаются старые подводные сваи. Поэтому идти надо тихим ходом, а переднему гребцу в байдарке или впередсмотрящему в лодке, увидев сваю, своевременно сигнализировать об изменении курса. На мостах через судоходные и сплавные реки пролеты для пропуска судов и плотов обозначаются условными знаками. Под некоторыми охраняемыми мостами проход маломерным судам возможен только с разрешения караульного начальника.

Мост проселочной дороги характерен низкой посадкой проезжей части и более частым расположением опор. Выбрав «чистый» пролет, судно нацеливают в его середину, кладут, если он узок, весла по бортам и проводят судно, держась руками за опоры или верхнее строение моста. Если мост, например понтонный, расположен очень низко над водой, приходится снимать спинки, козырек, груз у деки и ложиться навзничь или проводить судно вброд и вплавь. Особого внимания требуют мосты, стоящие косо к направлению течения. Здесь сжатая опорами река убыстряет течение, струя заворачивает, стремясь войти в пролет перпендикулярно оси моста, и если вовремя не развернуть судно по струе, его повернет лагом и прижмет к опоре со всеми отрицательными последствиями.

Наплавные мосты преодолевают или подтопив их тяжестью нескольких человек, или обносом, или перевалкой через них. Байдарку переваливают, подложив под нее доски или слегка приподняв не менее чем в трех точках. На сплавных реках один конец наплавного моста бывает зачален тросом, что дает возможность, слегка потравив трос, отвести ко- нец моста от берега и пропустить суда без перевалки.

Плотина обычно составляет часть гидроузла и состоит из двух частей — водосбросной и глухой. Последняя может иметь продолжения на берегах в виде дамб. На судоходных реках и каналах к плотине добавляется шлюз. Конструкция водосброса низконапорной плотины позволяет в многоводные периоды (если разность уровней выше и ниже плотины по течению не превышает 1 — 1,5 м) пропускать суда через одно из открытых отверстий водосброса. Чтобы совершить этот прыжок на байдарке, надо сначала убедиться, что порог водослива и бучило, где струя падает на дно реки, свободны от валунов, старых свай и т. п. Байдарка должна быть полностью разгружена, гребец посажен на заднее место, кокпит задраен фартуком. В момент прыжка судно держать строго по струе. Эту операцию обязательно страхуют один-два человека в нижнем бьефе или на берегу, или на байдарке, возможно ближе к водосливу, со спасательным кругом на длинном конце наготове.

Особую форму плотин представляют глухие каменно-набросные мельничные «гатки» на южных реках. Возобновляемые ежегодно после половодья подсыпкой свежего камня и размываемые течением, они вытягивают низовой откос с годами далеко вниз, явно выраженных отверстий не имеют, и проход через них чреват опасностью столкновения с полуподводным скоплением битого камня.

Шлюзом можно пользоваться только с разрешения дежурного оператора. Обычно маломерные суда собирают группой в аванпорте, впускают в шлюз и выпускают из него последними, после того как войдут и выйдут большие суда, караваны и плоты. Байдарки с разрешения шкипера можно погрузить на попутную баржу.

Проход через паромную переправу не труден, но требует внимания. Увидев трос через реку и паром у берега, ведущий направляет группу к берегу, противоположному тому, где стоит или к которому направляется паром и где трос поднят на высоту, достаточную для прохода под ним. У гидрологических постов можно встретить тонкие тросы, перетянутые поперек реки, иногда с навешенными флажками. Под ними проходят приподнимая трос рукой. С судна, идущего в западном направлении на заходе солнца, это препятствие не всегда различимо, что бывает причиной аварий, особенно на быстром течении.

Встреча с самоходным судном или караваном обязывает маломерное судно не подходить к нему ближе 15 — 20 м и встречать его спутную волну не бортом, а под углом, а если встреча произошла в пределах обставленного судового хода, — уйти за его пределы. При встрече с парусной яхтой, идущей галсами против ветра, лучше задержаться на месте, чтобы не стеснять ее маневра. Попав в акваторию, где происходят гонки, следует уйти с дистанции и проложить свой путь у берега.

К числу неприятных искусственных препятствий следует отнести запань — участок реки длиной до 1 км, огражденный бонами. В запани производятся сортировка леса, погрузка его из воды на сухопутный транспорт, вязка плотов и другие операции по обработке сплава. Запань —по большей части предприятие постоянное и механизированное, со служебными и жилыми зданиями на берегу. Проход через нее по воде удается в редких случаях, и единственный способ продолжить маршрут — обнос.

Передвижение туристских судов по сухопутью имеет две разновидности: обнос в обход сооружений и непреодолимых по воде препятствий и волок из водоема в водоем через водораздел. Обносу и волоку предшествует выбор наиболее короткого, легкого пути. Суда обносят и волочат только порожнем, на короткие расстояния. Байдарки, не разбирая, переносят два гребца, лодки передвигают на катках; на гребень или дамбы вытягивают тросом, перекинув его через ствол дерева или столб.

При перевозке гужевым или автомобильным транспортом байдарки пригру-жают внутри вещами, под деревянные суда подкладывают мягкие вещи, а сами суда крепят веревками. Крепления и подкладки по дороге проверяют. Многие байдарочники на волоках успешно используют разборные тележки. На обносах, волоках и других видах работ на берегу туристы обязательно должны быть обуты, а по соседству с населенными пунктами одеты в опрятную одежду.

Преодоление естественных препятствий



Ход против течения.

На спокойной реке (со скоростью течения на плесах не быстрее 1 м/сек) идут на веслах, придерживаясь тиховодов и выпуклого берега, насколько позволяет глубина, усиливая греблю на коротких быстринах и переходя на проводку вброд на участках, более длинных и изобилующих мелями, камнями. Если на реке преобладает скорость течения больше 1 м/сек или гребцы устали, можно перейти на проводку судов бечевой. Этот способ целесообразен при бечевнике, свободном от деревьев и высокого кустарника. На равнинных реках удается буксировать судно идя по отмелям, пойме и в случае надобности перебираясь с берега на берег. На лодке бечеву привязывают за мачту, за среднюю банку, за уключину, но не за форштевень. Лучше всего крепить ее за вер- хушку мачты или специально установленную прочную, высокую жердь. Участвуют в проводке три туриста: один идет с бечевой, второй, вооруженный рогатым шестом, идя за первым, сбрасывает бечеву с кустов, а третий, сидя в лодке на руле, направляет ее, обходя мели и препятствия. Длина бечевы должна обеспечивать полную свободу маневра—практически не менее 25 м на. неширокой реке. Возможна проводка на , бечеве нескольких судов (счаленных друг за другом за средние банки), имея на каждом судне по рулевому. Байдарку может вести на бечеве один человек, маневрируя двумя концами, один из которых укреплен, как показано на рис. 121, на носу, а другой —тем же способом на корме. На небольших, мелких речках с быстрым течением и с заросшими берегами, где ход бечевой неприменим, лодки ведут на шестах или вброд. В последнем случае на каждую лодку требуется не менее двух человек, обязательно обутых, лучше всего в кеды; резиновые высокие сапоги тяжелы и, когда их обладатель нечаянно ступит в яму, принимают внутрь воду. Байдарки ведут вброд сцепом, распределяя людей как показано на рис. 122. На бечеве можно спускать суда и вниз по течению там, где глубина требует высадки экипажа.

Ход по течению на быстрине.

При входе в участок с быстрым течением подается команда «Разомкнуться!», и лодки идут по следу головной, повторяя ее маневры и сохраняя дистанцию, обеспечивающую от навала, если передняя затормозит. На отрезках реки, свободных от препятствий и крутых поворотов, можно двигаться по струе, прекратив греблю и лишь подправляя направление судна веслами, но на поворотах маневр выполним лишь при сохранении собственной скорости относительно потока.
Собственная скорость может быть не только положительной, в извилистом потоке с препятствиями свободу маневра можно сохранить и на отрицательной скорости, все время табаня, что позволяет делать развороты необходимой крутизны. Энергия, развиваемая судном, пропорциональна квадрату скорости, и на быстром ходу толчки о берег, о камни и столкновения судов особенно опасны. Полому не следует идти близко к берегу, и в особенности под нависшими ветвями деревьев, столкновение с которыми всегда грозит аварией. Ход на перекате не труден на судоходных реках, где судовой ход обставлен знаками и переход из верхней лощины в нижнюю в несколько раз длиннее судна, но на небольшой речке изобилует неожиданностями. Здесь провести судно из верхней лощины в нижнюю по ломаной и даже петлеобразной линии не всегда сможет даже опытный рулевой, особенно на склоне дня, когда солнце светит в глаза. Если судно выскочит на мель, следует выйти из него, осмотреться, разведать дно, а затем или оттащить лодку назад и взять верное направление, или переволочь ее до подвалья кратчайшим путем. Перекат, как и быстрину, проходят в струе за головным, повторяя его маневры и соблюдая дистанцию. Определить на глаз рельеф дна и наметить путь можно по следующим приметам:
1) мелкие места—заструги, косы, пески,— просвечивают сквозь воду цветом дна, обычно желтизной. Судно, проходя над мелью и имея под килем в запасе лишь несколько сантиметров, тащит за собой кипящую спутную волну с гребешком. Ветровая рябь здесь мелкая. Иногда сбоку мели заметен почти выходящий наружу гребень и слив через него воды вбок в лощину. На быстром течении именно здесь чаще всего застревают суда;
2) на глубоком месте — корыте переката, лощине —дно не просвечивает, вода темная, спутной волны нет, ветровая волна катится свободно;
3) гребень переката можно определить по характерной черте, которая отделяет желтоватую воду с мелкой рябью от темной со свободными рядами волн. Все эти приметы наиболее наглядно являет равнинная река с песчаными перекатами. На каменистых и крупногалечных перекатах с быстрым течением и бурной поверхностью их разглядеть удается не всегда. Здесь разность глубин и сила течения часто не дают возможность провести суда против течения вброд и операция проводится на бечеве с перекидкой ее от человека к человеку, расставленных в местах поворотов.

Ход на пороге.

Если порог состоит из одной или двух-трех поперечных гряд, разделенных свободными от подводных и надводных препятствий промежутками, в каждой из этих ступеней следует искать проход. Глазу он представляется как слегка выпуклый треугольник, образуемый двумя струями по обеим сторонам с характерной цепочкой стоячих волн (по-туристски — «стояков»), выходящей из вершины треугольника. «Стояки» отличаются от ветровой волны или зыби тем, что всходить на них может не всякое судно, а большинство протыкает их, приняв внутрь воду. Поэтому, если позволяет глубина, судно, выйдя из треугольника, следует направлять не по гребням бурной струи, а рядом с ней. При более сложных формах порога безопасней разгрузить судно и провести его вдоль берега, даже если это сопряжено с нарушением графика: лучше потрудиться и потратить время, чем рисковать потерей снаряжения и продовольствия при аварии.

Захламленное русло.
Размывая грунт берегов, реки валят в воду деревья^ которые постепенно замываются наносами. Часто это препятствие («карча») обнаруживается по нескольким веточкам над водой, которые легко спутать с водной растительностью. Обнаружив «карчу», надо обойти ее. На узких таежных речках смытые половодьем деревья, скапливаясь на мелях и поворотах, образуют завал, который приходится разбирать. Скопление молевого сплава—залом (или «козел») — требует обноса. Ходить по залому не рекомендуется. Камень-одинец, покрытый водой, угадывается по стоячей волне, отбрасываемой вниз по течению. Иногда такую волну образует и плотный пучок водяной растительности.
Густую водную растительность проходят кильватерной колонной, путь которой прокладывает головное судно. По наклону водной растительности в безветрие угадываются: «ходовой», более полноводный, рукав раздвоенного русла; течение в озере в сторону вытекающей из него реки или от впадающей; отличие истока или устья реки в озере от глубоко врезанных заливов и староречий.

Особенности плавания по открытым водным пространствам

В условиях широкого водного пространства группа, отойдя от берега и плывя до того момента, когда станут отчетливо видны приметы места, на которое должно выйти (вход в реку, протока, селение), может соблюдать нужное направление только при помощи компаса и карты, ориентируясь на характерные местные предметы (остров, высокое здание и др.), известные из карты или опроса. Часто удается идти руководствуясь знаками судоходной обстановки, если путь группы совпадает с направлением, указываемым обстановкой. Прежде чем идти по большой воде, следует возможно точнее определить компасный курс перехода, учтя местное магнитное склонение, и подробнее узнать у населения о путевых приметах, их характерных внешних признаках, а добытые сведения нанести на план-график. Судоходная обстановка иногда может подвести, если разделиться на два хода.
Легче всего пользоваться морским шлюпочным компасом: он неподвижно укрепляется линией север — юг в направлении диаметральной плоскости судна, и его картушка, вращаясь, указывает путь лодки. Так же неподвижно можно укрепить компас с вращающейся крышкой (Адрианова). Держать по нему курс следует установив визирное приспособление на нужный румб и приведя судно так, чтобы линия курса на приборе совпадала с диаметральной плоскостью судна, а стрелка указывала на север. Ручной компас с неподвижной крышкой крепить нельзя: чтобы держать по нему курс, его придется устанавливать нужным направлением по диаметральной плоскости каждый раз, когда меняется курс, и, наблюдая, чтобы он не столкнулся, идти, держа стрелку на север. На байдарке компас удобно расположить в углу, образуемом козырьком, но тогда за курсом придется следить переднему гребцу.
Второе важное обстоятельство на открытой воде —зависимость туриста от погоды, главным образом от ветра. В установившуюся ясную, теплую летнюю погоду рекомендуется использовать для движения ранние утренние и предзакатные часы, а днем пережидать, пока не стихнут ветер и волна. Выходить с ночной стоянки придется совсем рано, как только «засереет», а на дневную (на берегу или на острове) становиться не позже 9 часов. Вечернюю часть пути планировать после 18 часов с расчетом, чтобы люди выспались до следующего раннего выхода. Если утренние признаки предвещают грозу, следует держаться ближе к берегу, чтобы успеть перед шквалом дойти до укрытия. Если туча навалилась внезапно, а берег далек, судно разворачивают по ветру, надежно укрывают вещи, всех людей, кроме рулевого и одного-двух гребцов, размещают на еланях и снабжают посудой для водоотлива. На байдарке плотно надевают фартук, прячут под деку спальные принадлежности, гребцы одеваются в штормовки и садятся как можно ниже. И на лодке и на байдарке следует держать курс под углом к волне, имея собственный ход. О подходе к берегу при навальном ветре см. стр. 195. Плавать на легких судах с малым запасом плавучести по открытым водным пространствам можно только в тихую погоду под руководством опытного туриста, причем не отходить от берега более 300 — 500 м, чтобы при резком изменении погоды лодка успела дойти до берега прежде, чем ветер разведет волну. Ударяясь о берег, ветровая волна превращается в прибойную —крутую, с пенистым гребнем, откатывающуюся после удара назад, волоча за собой мелкий и крупный донный грунт. Если приходится подходить к берегу в условиях прибоя, выбирают место поотложе и помельче. Как только днище коснется грунта (или чуть раньше), экипаж выскакивает в воду и, взяв судно за борта, тянет его к берегу, чтобы следующая волна не залила с кормы. На байдарке для этого заблаговременно убирают фартук. На больших водоемах интервал времени между двумя накатами волны составляет 5 — 7 секунд.

Возможности применения паруса

В туристском путешествии парус оправдывает себя в тех случаях, когда конструкция судна рассчитана на то, чтобы этот вид движителя работал при всех направлениях ветра относительно курса судна, вплоть до встречного. Главным качеством такого судна должна быть достаточно глубокая осадка. Не менее важны остойчивость и запас плавучести. Полностью этим требованиям отвечают специальные парусные спортивные и ту- рис 124 ристские суда, а из гребных —военно-морские ялы и далеко не в полной мере килевые лодки — прогулочные и рабочие. Вождение парусных судов с вооружением, рассчитанным на маневр и движение против ветра, требует специальных знаний и практики. Водить парусные спортивные суда в туристские походы имеют право лица со званием рулевого I класса с соответственно подготовленной командой. Организация и проведение таких походов подчинены специальным правилам и инструкциям. Управлять военно-морскими ялами под парусами имеют ,право лица со званием не ниже шлюпочного старшины.

Разборная байдарка при ее малой величине осадки может ходить под парусом только при попутном ветре, направленном к курсу судна под углом не более 30 — 40°. При этом можно воспользоваться прямым или рейковым парусом. Устройство вооружения этих двух видов изображено на рис. 123 и 124. Чтобы сообщить байдарке способность к маневру и хождению при боковом и встречном ветрах, в свое время предлагались (а к некоторым импортным моделям прилагаются и сейчас) боковые кили, но распространения они не получили, будучи лишней и крайне непортативной деталью.
Надо сказать, что хождение галсами на узкой реке при противном ветре, с ежеминутным утыканьем в берега нерационально. Неблагоприятную роль играют также уменьшение и без того малой остойчивости и ничтожная величина запаса плавучести. Как показывает практика, в путешествии по маршруту, проложенному по нешироким рекам и нескольким озерам, пройти под парусом удается не более одной десятой пути. При этом время, многократно затрачиваемое на установку парусного вооружения и съем его при перемене ветра, не компенсируется увеличением скорости: любитель паруса в конечном счете всегда отстает от группы, идущей на веслах, даже при попутном ветре.

Безопасность.



Поэтому даже на самом легком маршруте в самую хорошую летнюю погоду следует неукоснительно соблюдать следующие основные правила обеспечения безопасности:
1) документы и деньги в непромокаемом мешке постоянно держать при себе в застегивающемся кармане трусов или подвешенном на груди;
2) фотопленку, запас спичек, сухой спирт хранить в пластмассовых (металлических) емкостях с навинчивающимися крышками, или в коробках с плотной крышкой, обмотанных по соединению ее с корпусом широкой изолентой, или в туго завязанных полиэтиленовых мешочках;
3) в мешках из полиэтилена держать палатку, спальные принадлежности, запасную одежду, белье, продукты, боящиеся влаги;
4) запасные весла, водосливные средства, рюкзаки с личными вещами, запасную обувь, ведро с посудой крепить за шпангоуты или другим подходящим способом;
5) спасательные круги должны быть надуты и уложены: в лодке — на полубаке поверх багажа, в байдарке—на носовой палубе или за спинами гребцов; спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее положение.
В походе судно должно находиться в зрительной и голосовой связи с идущими впереди и сзади. Крик на воде в любых обстоятельствах должен иметь только одно значение: «терплю аварию!» Во всех других случаях это грубейшее , нарушение дисциплины. Чтобы привлечь внимание, потребовать остановки или выхода на берег, следует пользоваться условными сигналами флагом, веслом, рукой.

Аварии и их ликвидация



Ликвидацией аварии командует руководитель группы. С момента бедствия вся группа находится в положении общего аврала. Главную тяжесть работы берет на себя экипаж потерпевшего судна. В первую очередь оказывают помощь нуждающимся в ней товарищам, потом ловят вещи и весла и уже после этого занимаются судном. Наиболее типичны следующие случаи.

Переворот судна на свободной воде.
Туристы, шедшие впереди перевернувшейся лодки, ловят уплывшие вещи, а потерпевшие действуют по обстановке: на мелком месте — немедленно ставят лодку на киль, выносят на берег вещи, ищут и извлекают из воды утонувшее имущество, организуют сушку; на глубине — отгоняют судно вручную или на буксире к мелководью. В отдалении от берега постановка на киль и отчерпывание производятся с помощью команд других судов группы.

Переворот судна на пороге.
Туристы, очутившись в бурном потоке, хватаются за лодку и плывут под ее прикрытием к берегу. Команды судов, находящихся впереди, стараются перехватить вещи и людей, сообразуясь с обстановкой. Команды судов, не прошедших порог, организуют помощь с берега.

Судно развернуло и прижало течением к препятствию.
Если прижало к наплавному мостику, бону, надо выскочить на препятствие и вытаскивать лодку на настил. Судно, прижатое к устоям моста или к сваям, следует постараться протащить вдоль препятствия и, освободив нос или корму, дать потоку развернуть свободную часть по течению. Главное в таких случаях— смело войти в воду и не ломать лодку, стараясь развернуть ее против течения.

Пробоина.
Пробоины затыкают подручным материалом, и лодку ведут к берегу. Если есть возможность, люди покидают судно, затыкают, хотя бы рукой, пробоину снаружи и, находясь в воде, гонят к берегу. При мелких пробоинах и усилении хронической течи можно идти к берегу, отчерпывая воду из лодки.

Судно село на камень или сваю.
Если остойчивость не потеряна, надо осторожно столкнуть лодку назад или вбок. Если лодка входит в глубокий крен, — прыгать за борт, противоположный крену, чтобы судно всплыло.

Спасение тонущего.
С байдарки оно возможно только подачей спасательного круга, весла, руки, конца для буксировки с последующим выводом на мелкое место. С лодки спасают подойдя к тонущему носом или кормой, после чего один человек, лежа на носу или на корме и зацепившись ногами за банку, помогает ему подняться в лодку. С борта делать этого нельзя. Если пострадавший ушел под воду, спасающий ныряет за ним, обвязавшись по поясу концом снасти, а команда вытягивает обоих. С берега бросают тонущему круг на конце и посылают лодку. Посылать одного человека вплавь к тонущему не эффективно.

Назад на часть 2


НАЗАД НА ТУРИЗМ




Hosted by uCoz