мой банер

 

 

 

 

 

ВВД

Домашний сайт Бурыхина Дмитрия Александровича

Культура донского казачества.

(Публицистический стиль. 2004г.)

Содержание.

Введение.
1.
Вопрос о происхождении культуры казачества
2.Новый облик культуры
3.Элементы материальной культуры
4.Элементы духовной культуры
5.Роль семьи и общества в духовной культуре казачества
6.Религия
7.Быт как элемент материальной культуры
8. Образование
9. Пример истории культуры казачества, как средство патриотического воспитания.
10.Искусство
Заключение
Список использованной литературы

 

Введение.
Много столетий не утихают споры о том, что такое культура, выдвигаются различные теоретические концепции о сущности культуры, перспективах её развития, влияние на духовный облик человека. В философском энциклопедическом словаре дано такое определение культуры: "Культура есть выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способности личности. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т. д.. ), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение , способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества)" [6,стр.294]. Культурный прогресс свидетельствует о том, как на протяжении всей истории человечества раскрывались творческие возможности личности. Ф. Энгельс отмечал, что "каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе"[5,стр.116]. Культура возникла на самых ранних стадиях развития общества и неразрывно связано с его историей. Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. Создавая разнообразный мир культуры, человек одновременно развивает свои творческие силы, формирует свой духовный облик. В известном смысле человек есть мера культуры. Какую бы сферу культуры мы ни рассматривали- научные открытия и технические изобретения, произведения литературы и искусства, нормы морали и права, - их необходимо оценивать в зависимости от того какое влияние они оказывают на духовный мир личности: способствуют ли развитию гуманности и благородства или утверждают человеконенавистничество и зло. Особой страницей российской истории является жизнь донского казачества с его традициями, своеобразным бытовым укладом и миросозерцанием, с его трагической судьбой. Жесточайший геноцид расказачивания, раскулачивания, годы войн и репрессий старались предать забвению историю казачества, уничтожали обычаи и традиции, исторические реликвии и памятники. Культурное наследие казачества извращалось и объявлялось недостойным нового времени. В настоящее время происходит возрождение казачества. Это нужно для того, чтобы сохранить преемственность традиций, укрепить нравственные идеалы, выяснить роль духовной культуры на развитие человека и общества. Казачество, с моей точки зрения, является региональным объединением больших групп людей, у которых сформировалась своя культура. В свою очередь, велик вклад данной социальной группы в духовную культуру русского народа. Необходимо изучить структуру данного общества, роль семьи и общины, для развития его духовных качеств, особенности деятельности и её результаты для цивилизации. Методом исследования моей работы явился сбор материала, путем опроса населения в индивидуальных беседах во время путешествий по донскому краю, изучение археографических материалов в музеях, изучения памятников архитектуры и литературных и научных источников. Донские казаки, прославившиеся в многочисленных войнах за родную землю, особенно близки мне, потому что мои предки родились именно на этой земле. Я считаю своим долгом изучать историю родного края, сохранять традиции, обряды, обычаи своих отцов и дедов которые являлись донскими казаками. В течение ряда лет я совершаю байдарочные походы по рекам Волгоградской области, во время которых, собираю этнографические материалы. Изучая жизнь казаков, я постараюсь выделить особенности культуры казачества и его значения для национальной культуры. Проникновение в духовные истоки культуры своих предков способствует укреплению национального самосознания, чувства любви к Родине и гордости за её историю, диктует необходимость бережного отношения к самобытности народа.

1. История происхождения казаков, входивших в состав Российской Империи, до настоящего времени составляет один из неразрешенных вопросов. Классик русской истории В.О. Ключевский считал первоначальной родиной русского казачества линию пограничных городков, московского государства, шедших от средней Волги на Рязань и Тулу, затем переламывающуюся круто на юг до Днепра (линия Путивль - Переславль). Южнее этой линии охрана границ осуществлялась отдельными разъездами - станицами. К 15-16 векам в Московской Руси казаками называют свободных людей, работавших по найму или определившихся на военную службу для охраны границ государства (служилое казачество). "Служилых" казаков разделяли на городовых (полковых) и станичных (сторожевых). Велика роль служилого казачества в расширении Московского государства в 16-17веках, в колонизации новых земель как юга и юго-востока, так и Сибири и Дальнего Востока . Имена казачьих вожаков и атаманов : Ермака, В.В. Атласова, С.И. Дежнева, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова - навсегда остались на географической карте нашего Отечества. Наряду со служилым казачеством в Московской Руси 15-16 веков существовало и вольное казачество, или как его называли - "гулящие люди", для которых было характерно полное отсутствие, как недвижимости, так и постоянного места жительства. Особенно притягательна для этих людей была южная граница Московского государства - Дон, Терек, река Яик. Официальная русская история считает, что население казачьих областей было образовано выходцами из русских княжеств, не мирившихся с тяжелым бытом русской действительности и искавших более выгодные условия на окраинах русских владений, в пределах "Дикого Поля". Беглецы эти, по мнению историков, объединялись в "ватаги" и затем, образуя более крупные группы, устраивали жизнь на основе свободы и равноправия. Таким образом, по мнению большинства русских историков, "беглым людом" из русских княжеств был создан народ с уникальным бытом, внутренней общественной организацией, военным укладом и тактикой, не свойственной не только русской, но и европейским армиям. Искусственно принятая теория зарождения казаков не только не разрешала этого вопроса, но и вызывала теорию совершенно противоположную, утверждавшую, что казаки по происхождению с русским народом ни чего общего не имеют и в прошлом принадлежали к народам, пришедшим из Азии, а впоследствии обрусели, приняли русский язык и религию. Теория эта находила сторонников среди историков и прочно держалась среди казаков. Буржуазный немецкий философ Г. Риккерт отмечал, что возникновение новых культур рассматривается как результат механического смешения мигрирующих культурных явлений, без учета социальных факторов. Однако, я, изучая историю культуры казачества, могу сказать, что в казачество вошли члены различных народностей: греки, армяне, грузины, татары, черкесы, калмыки, поляки, литвины, чехи, сербы, болгары, и пр. . Но в течение 300 лет исторического существования произошла ассимиляция различных народностей и образовался тип донского казака, русского человека, грудью отстаивающего свою родину от напора врагов и сердечно преданного своему родному краю.

2. Культура казачества, ассимилированная из разных народов приобрела новый облик под влиянием единой деятельности связанной с защитой своего Отечества, и служения Русскому государству. Замечено что нигде, так не развито любовь и преданность, к родному краю, как на Дону. Где бы ни жил казак, а прожить свои последние дни и сложить кости жаждет он на родине. Умереть в кругу родных и знакомых, в своей станице - заветное желание казака. Верность своей родине является характерной традицией казачества. Эту традицию широко освещает М.Шолохов в своем романе "Тихий Дон". Герои писателя горячо любят свои родные места, степь, Дон. Образы степной природы, ее степных трав, животных, птиц, "вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор…, курганы" всасываются в казаков с молоком матери, и остаются дорогими на всю жизнь. Родимые степи снятся героям вдали от дома. После вынужденных разлук с родными краями, герои обязательно возвращаются домой, как перелетные птицы. Почему их притягивает родная земля, Шолохов пишет уже в эпиграфе к "Тихому Дону". Он взял слова из старинной казачьей песни: Не сохами-то славная землюшка наша распахана Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш Тихий Дон молодыми вдовами, Цветен наш батюшка Тихий Дон сиротами, Наполнена волна в Тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. Земля края родна не только природой, но и памятью о погибших родных людях. Огромная роль преемственности, накопления опыта и межпоколенной передачи его определяет традиционность общественного сознания, ориентацию его на авторитет предшествующих поколений, авторитет стариков, на культивацию устойчивости основных элементов культуры. Проверка поколениями предшественников - основное мерило духовных ценностей в общественном сознании казачества. Только война сгоняла казаков с родных мест.

3. В мирное время казаки занимались земледелием, скотоводством, рыбным промыслом.Население казачьих общин не было одинаковым в имущественном смысле. Постепенно из него начинают выделяться казаки, добывающие себе средства землей и торговлей, склоняющиеся к более оседлой жизни, - "домовитые" казаки. К середине 17 века вольное казачество достигло полной политической независимости. Москва была не в силах обуздать "вольницу", тем более что она сама нуждалась в казачестве. Это определило главные цели политики Российского государства по отношению к казакам: привлечь их на государственную службу, превратить общины в казачьи войска. За службу государству казачество наделялось землей. С 18-19 века более точное определение казачества - привилегированное крестьянство. Окончательное юридическое оформление казачества как сословия российской империи произошло при императоре Николае 1 утвердившем в1835 году "Положение о Войске Донском", а 1842 году - "Положение об управлении Черноморским и Кавказским казачьими войсками". Эти документы объявляли казачество особым замкнутым сословием. Крестьянская реформа 1861 года вызвала значительный поток переселенцев на юго-восток России, что привело к расширению прав казачества. Основным долгом казака перед государством было отбытие воинской повинности. Воинственные обитатели Дона создали и воинственные игры. На пасху и масленицу собиралась молодежь и устраивала примерные сражения, в которых одна сторона изображала казаков, а другая турок. В это время происходила джигитовка, в которой казаки показывали своё удальство, стреляли из ружей и делали всевозможные военные сценарии. Иногда между станицами происходили кулачные бои. Благодаря народному общению в виде игр, гуляний по праздникам, лагерным военным походам достигались организованность, согласованность, единство действий, взаимопонимание и сплоченность, общность мыслей, воли, чувств и настроений, передавался опыт поколений.

4. Самосознание казачества сформировалось под действием особенностей сословного положения и происхождения. Роль казаков в истории России была настолько значительной, что после того как на южных границах московских владений кочевники были или покорены, или исчезли, и опасность нападений прекратилась, казаки и казачий внутренний быт уважительно поддерживались российским правительством, а казачьи войска, как военная сила, высоко ценились. Особое место занимали представления о казачьих традициях, среди которых следует выделить свободолюбие, коллективизм и взаимопомощь, преданность воинскому долгу, нравственное и физическое здоровье, веротерпимость. Устойчивость, повторяемость, закрепление в обычаях, нормах, ритуалах и правилах, сделали традицию средством передачи культуры народа. Культура создается творческой деятельностью человека. Она развивается на основе критического освоения и переработки классического культурного наследства, обогащения и развития передовых традиций прошлого. Однако казаки были первыми жертвами революции. Кроме физического уничтожения происходило и духовное истребление казачества. Вот, например, такие строки из газеты 1919 года 4 февраля "Известия ВЦИК": "Казачья масса настолько некультурна, что при исследовании психологических сторон этой массы приходится заметить большое сходство между психологией казачества и психологией зоологического мира". После этого следовал призыв : "Убивай, казаки не люди". Как исполнялся этот приказ помнят в каждой казачьей семье , это рубец в каждом казачьем сердце. В ответ на это в марте-апреле 1921 года в журнале "Донской маяк", вышедшем в Греции, были опубликованы казачьи заповеди, которые основывались на постулатах православия. Каждый вступающий в любое казачье объединение должен следовать главным принципам казачьей нравственности, которые в основе своей имеют нормы христианской морали и состоят в следующем : Все люди равны и нет народов больших и малых, "все Сыны Божии". Потому никогда не гордись казачеством. Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и открыт всем - как аукнется, так и откликнется. Помни, по тебе судят о народе твоем. Будь прост, доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись. Будь законопослушен, но помни - душа твоя принадлежит только богу и да не проникнет в нее зло человеческое. Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю. Помни: воля - не своеволие, лихость - не разбой, доблесть - не жестокость. Помни: храбрые - всегда добрые, потому как они сильны! Не мсти, оставляй врага своего на суд божий, и станет он скор и справедлив. Никогда не воюй со слабейшим, но только с тем , кто сильнее тебя. Сразив врага - будь милостив. Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть и господь продлит дни твои в мире и радости. Любая служба твоя да будет службой народу и Богу, ради чего ты явился в мир. Соблюдай правила и обычаи народа твоего. Никогда никого не поучай свысока, но объясняй и советуй и только тогда, когда у тебя совета спросят. 18 ноября 1990 года в городе Ростове-на-Дону эти заповеди были обсуждены Большим Кругом Союза казаков Области Войска Донского и рекомендованы для выработки на их основе "заповедей донских казаков". Одной из функций культуры является познание мира и себя. Результаты познания и самопознания передаются от одного поколения к другому. Культура оказывается и средством передачи общечеловеческого опыта.

5. Основой любого казачьего общества является семья. Семья и община служат организующим началом в духовной жизни казачества. Семья не только выполняет собственно семейные функции (брак, воспитание детей, родственная общность, единство бюджета и пр.), но и является первичным производственным коллективом. В общине объединяются функции производственного коллектива нескольких семей. Территориальная казачья община выступает непосредственно как институт. Она принимает решения по выполнению совместных дел. Эти решения опираются на коллективные эмпирические знания и участвуют в формировании соответствующего слоя казачьей культуры. Но фактически в общественных решениях проявляется роль семьи как носительницы определенного уровня производственных знаний, религиозности, художественных навыков и интересов, представлений о необходимости грамоты. Роль общины и семьи как институтов в организации и развитии традиционной духовной культуры казачества тесно связана с их ролью в воспроизводстве традиций вообще. В культуре казачества особое внимание уделяется семейным узам и почтительности к родителям и старшим родственникам. Семейный союз в казачьем населении пользуется большим уважением. Мужчина и женщина почти полностью равноправны, что обуславливается тем весьма важным обстоятельством, что казачка в отсутствие мужа ведет свое хозяйство сама и поддерживает дом. Главой семейства всегда остается отец, а в случае его смерти главенство в доме переходит к матери. В благоустроенной семье всякий член несет соответствующую своему возрасту работу. Жены помогают мужьям, дети родителям. В силу особенностей военного быта на Дону исторически выработался особенный тип женщины - казачки. Это неустанная труженица, смело и энергично принимающая на себя все труды мужчины, когда он находится на военной службе. Казачки могли пахать, сеять, косить, молотить. Иногда казак от длительной военной службы мог деморализоваться, превратиться в лентяя и белоручку, но казачка в земледельческой семье всегда оставалась героиней. В казачьем быту родимая матушка всегда свято почиталась всеми членами семьи. В семье если рождался мальчик, его не называли мальчиком, сразу же величали казаком. Казак рождался воином. Существовала такая традиция в воспитании ребенка. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили, что- либо на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, - дед дарил шашку или ружье. Дареные вещи развешивались на стене в комнате, где находились мать с ребенком. После крещения ребенка в церкви, отец брал сына на руки, надевал на него какую нибудь саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя ее с казаком. Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь и ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоанну - войну о том , чтобы сын их был храбрым казаком. Трехлетние казачата уже сами ездили верхом по двору, а в 5 лет уже скакали, отводя лошадь в табун. Еще с детства, слушая рассказы дедов о войне, казачок готовится к службе, и морально, и физически. До 17 лет идет воспитание казака в военном духе. Успех в казачьих победах заключался в том, что и отец, и мать, и дед любовно снаряжали сына на военную службу. Они говорили ему о чести быть воином, внушали быть храбрым. Сложена прекрасная песня о проводах казака на службу: "…Мы послужили Государю, Теперь тебе черед служить, Ну, поцелуй же женку Варю, И Бог тебя благословит! И да пошлет тебе он силы, Долг службы свято соблюдать, Служить, как мы Царю служили, И славу рода поддержать. Иди туда, куда укажут, Господь, начальство и черед, Когда же в бой лететь прикажут, Благословясь ступай вперед! Но не в бою , ни перед боем Ты не бранися, не ругай, Будь христианин и перед боем Крестом себя ты осеняй… …Исправен будь! И старших слушай, Найди товарища себе. Живите с ним душа вы в душу, Клянитесь выручить в беде". Смелость, находчивость, выносливость, стойкость, и строгое соблюдение дисциплины - вот качества присущие казакам. Каждый поход приносил славу Дону. В походах и боях многие казаки погибали. О их смелости и верности Родине слагались песни : " Умирал молодец, друзьям приказывал: "Как лучит Господь вас на тихий Дон, Отнесите вы моей жене поклон! Скажите, чтобы не мыла рубашечку в речной воде, А чтоб выбанила её горючей слезой, Да чтоб не сушила её на солнышке, А чтоб высушила её на своей груди!"" Этими обычаями крепко держалась старина, славное прошлое. [3, стр. 374]

6. С начала 18 века казаки начали строительство церквей, где проповедовалась христианская православная вера. Так в 1720 в станицах Кочетовской, Черновской и Ведерниковской были заложены деревянные церкви. С 1720 по 1743 год были построены церкви в станицах: Старо-Григорьевской, Малодельской и Бурацкой, Усть-Хоперской , Тишанской, Алексеевской и Терновской, Раздорской, Семикаракорской, Усть-Быстрянской, Нижне-Курмоярской, Нагавской и Бесергеневской, Дурновской, Филоновской, Лукьяновской, Есауловской и Луковской, Митякинской, Еланской, Кумылженской, Бесплемяновской, Орловской и Котовской, Яминской, Верхне-Чирской, Верхне-Курмоярской, Зимовейской, Луганской, Етеревской, Казанской, Нижне-Каргальской, Верхне-Каргальской, Кепинской и Голубинской, Березовской, Федосеевской и Калитвенской, Кумшатской, Распопинской, Быстрянской, Кременской и Глазуновской, Урюпинской, Манычевской, Богаевской, Мелеховской, Верхне-Кундрюченской, Усть-Бело-Калитвенской, Каменской, Гундоровской, Золотовской, Траилинской, Камышевской, Верхне-Михалевской, Пятиизбянской, Романовской, Вешенской, Филипповской, Новогригорьевской, Букановской, Правоторовской, Арженовской и Островской, Нижне-Михалевской, Тишанской, Ерыженской, Карповской, Мартыновской, Перекопской, Усть-Быстрянской и Арчадинской. Почти каждая станица имела свою церковь, а всего на Дону к 1764 году насчитывалось 4 каменных церкви - все в Черкасске, а так же 103 деревянных. Духовенство в эти церкви назначались Воронежскими епископами. Священники, первое время были из русских губерний, но в 1748 в Черкасске была основана "войсковая латинская семинария" для подготовки казачьих детей к духовному званию. Вера православная, как для любого русского, очень важна для казака. В каждой семье чтили православные заповеди. "Казаки были гостеприимны, набожны, почитали родителей, повиновались начальникам и с благоговением чтили имя своего государя." [3, стр.365]. В двадцатом веке, революционная эпоха разрушила православные традиции, большинство построенных казаками церквей было уничтожено. Во время своих экспедиций по среднему, верхнему Дону и Хоперскому округу я совершил экскурсии по оставшимся архитектурным памятникам - казачьим церквям. В настоящее время жизнь требует возвращения к основам православия для укрепления духа и личности человека. Местное население стремится к восстановлению этих памятников культуры, в более крупных населенных пунктах (Серафимович, Перекопская, Старогригорьевская) восстановление идет активно, а в малых хуторах, где осталось одно пожилое население, не хватает сил для восстановления.

7 . Хочется так же охарактеризовать элементы материальной культуры казачества: средства производства, средства потребления (пища, жилище), практическая деятельность в процессе их создания и потребления. Так как основными занятиями было земледелие, скотоводство и рыболовство, населенные пункты располагались вдоль рек. Рыболовство на верхнем и среднем Дону было подспорьем к основному труду - земледелию, а в низовьях Дона рыбная ловля являлась основным промыслом. Дома строились деревянные, обмазывались глиной, крыша покрывалась чаканом (камышом). Поместье огораживалось плетнями. В крупных станицах с 18 века было налажено производство красного кирпича. Зажиточные казаки могли позволить себе строительство большого кирпичного дома. Крыша таких домов покрывалась железом. Каждая семья имела домашнее хозяйство: овец, коров, быков, лошадей. В казачьих хозяйствах выращивали в основном пшеницу и подсолнечник. Во время уборки урожая весь хутор уходил в степь. "С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом завесок, красками платков. Косцы и гребельщицы одевались будто на годовой праздник. Так повелось исстари."[7, т. 1,стр.31]. Развивалась молочная промышленность, зерновая, мукомольная, маслобойная. В хуторах стоились мельницы. Так же получило развитие конное общественное производство. Стоились общественные конюшни, выделялась земля для выпаса. Выводились ценные породы лошадей. Уходящего на службу казака, семья должна была снарядить конем и военным обмундированием. Казачьи регионы были поставщиками лошадей не только в казачьи войска, но и в царскую армию. В романе-эпопее "Тихий Дон" Шолохов широко изображает быт донского казачества. "Писателя интересует не сам по себе народный быт, а проникновение через нравы и обычаи, в атмосферу труда и жизни народа, постижение духа народного, психического и нравственного склада народной жизни, особенностей народного характера в его взаимодействии со своей средой и другими классами". [1, стр. 8]. Четырех томная эпопея М.А.Шолохова является литературным памятником истории культуры донского казачества.

8. Появление на Дону дворянства и чиновников потребовало лучшего образования ближе к дому. В 1790 году в Черкасске была открыто "главное народное училище". Директором училища был назначен сын атамана , полковник П.А.Иловайский, учителя были присланы из Петербурга. В училище сначала было 4 класса, потом был добавлен 5, обучающий рисованию. Ученики обучались французскому и немецкому языкам, грамматике и арифметике. В 1805 году в Черкасске была открыта и первая донская гимназия. Так начиналось на Дону просвещение донских казаков. Военное образование происходило следующим образом. Казачьим офицерам мог быть только человек, принадлежащий казачьему сословию. Казачьим офицером можно было стать: - пройдя обучение с детских лет, сначала в кадетском корпусе, затем в военном юнкерском училище; - из вольноопределяющегося путем сдачи экзамена на первый офицерский чин, за курс военного училища; - из унтер-офицеров по выслуге лет без экзамена. С 1877 года производство из унтер-офицеров по выслуге лет было запрещено. Военная служба казака в служилом составе начиналась в 18 лет и заканчивалась в 38.
9. Сохранение военной культуры казачества, на мой взгляд, является актуальным на современном этапе, когда в российской армии имеются большие проблемы с численным составом. Молодежь не хочет идти служить в армию, так как понизился уровень военной культуры, не хватает патриотического и физического воспитания, чтобы перенести тяготы армейской жизни. Последние выступления президента России Путина В.В. подчеркивают необходимость привлечения молодежи к проблемам армии и усиления патриотического воспитания. Поэтому изучение исторического опыта казачества, а именно процесса воспитания и обучения молодых казаков военному делу, укрепление их духа, физического развития и патриотического воспитания, является хорошим уроком для современной молодежи. "Культурные достижения прошлых эпох, органично вплетенные в современную культуру, способствуют духовному развитию личности. Они воспитывают эстетический вкус, патриотизм и уважение к народному достоянию" [2, стр.36]. "Одно из важнейших свидетельств прогресса культуры - развитие понимания культурных ценностей прошлого и других национальностей, умение их беречь, накоплять, воспринимать их эстетическую ценность. Вся история развития человеческой культуры есть история не только созидания новых, но и обнаружение старых культурных ценностей. И это развитие понимания других культур сливается с историей гуманизма", - писал академик Лихачев.[4,стр.353].

10. Большой ценностью духовной культуры казачества является проявление искусства в виде народного фольклора: песен, танцев, особенностей народной речи. "Образный язык, тот цветной язык , которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряженности и правды" - так писал Серафимович о языке казачества в предисловии к "Донским рассказам" Шолохова. Народные казачьи песни выражают мысли и чувства людей в наиболее яркие моменты их жизни: рождения, свадьбы, любви, службе, работе, смерти. Песни тесно связаны с обрядами и традициями. Содержание песен, как правило, очень простое, никогда не содержит чего нибудь неприличного и обычно относится к обычаям и занятиям их на родине и к близким людям. Например, невеста признает свою любовь: "Какава рыба без воды , Такова млада без милого дружка, Мез милого без донского казачка". ("Ой сине море разыгралося") Складывали казаки и песни- сказания: "Ты встань, проснись, православный царь, Государь ты наш, Александр Павлович! Погляди, посмотри свои войска Донские, Они в строю стоят, обучаются, Они делают не по старому , а по новому." [3, стр.359]. Эти песни передаются из поколения в поколение и до сих пор, звучат на берегах Дона. Участвуя в походах, я собираю народные казачьи песни. В настоящее время имеется много народных ансамблей сохраняющих культурные традиции казачества. "Казачий курень", "Донцы", "Лазоревый цветок", "Вольная станица" исполняют казачьи песни и танцы не только на родине, но и гастролируют по всему миру. Они добились всеобщего уважения. Во время гастролей в Волгограде я посетил несколько концертов. На каждый концерт казаков приходило много людей разных возрастов. Концерт проходил под сопровождение оркестра народных инструментов. Однако некоторые песни казаки исполняли без музыкального сопровождения. Казачья песня - многоголосая, распевная, сопровождается притопыванием, прихлопыванием, присвистом. На концертах исполнялись народные казачьи танцы. Всех потрясло мастерство исполнителей. Артисты были одеты в народные казачьи костюмы: форменные чекмени, кафтаны из синего сукна, шаровары с алыми лампасами, высокие сапоги, фуражки, папахи. На поясной портупее висели шашки. Женщины на голову повязывали цветастые платки. Костюмы состояли из широких длинных юбок и тонких кофт. Все концерты представляли собой яркое красочное зрелище и надолго запомнились. Вот уже 12 лет в Волгограде работает "Государственный Донской казачий театр". Он возрождает национальные традиции донского казачества, песенное, танцевальное и театральное наследие. Одно из самых удивительных явлений фольклора донского казачества - народная драма. Спектакль " Я пришел дать вам волю " по одноименной повести В. Шукшина передает дух казачьей вольности, извечное стремление народа к свободе и справедливости. Степан Разин предстает перед зрителями властным и грозным борцом за национальные интересы донского казачества. В репертуаре театра такие спектакли: "Груня- атаман разбойников", "Хуторяне", "Кондрат Булавин", " Чубатые ребяты, или как казачки казаков уму- разуму учили", " Едут, едут по Берлину наши казаки". Эти спектакли созданы для самой широкой публики и охватывают всю историю донских казаков и современные проблемы возрождения донского казачества. Мне очень нравится посещать спектакли этого театра. Увлечение историей казачества приобретает массовый характер, люди посещают не только концерты и спектакли, но и являются посетителями музеев и выставок. Конец года и Х1Х столетия был ознаменован в Новочеркасске торжественным открытием 22 ноября 1899 года Донского музея. До сих пор он является основным музеем по донскому казачеству. В начале 90-х годов на волне гласности и проводимых в стране реформ, стало возрождаться казачество, в том числе и Донское. И естественно, что на проблемы возрождения казачества откликнулся и музей истории Донского казачества во главе с директорм С.А. Сединко. В музее чаще стали проводиться чисто "казачьи" мероприятия. Среди них можно назвать выставки, посвященные дворянскому казачьему роду Миллеров, участию казаков в 1-й мировой войне, "Атаманский портрет ХVIII - ХХ в.в." и др. Сотрудники музея подготовили сборник статей "Краеведческие записки" (вып.1-й) по казачьей тематике. В периодической печати стали чаще появляться статьи сотрудников музея на казачьи темы: И.П. Потапова, Л. Крайсветной, Г. Аликиной и др. Музей дает многочисленные консультации для организаций и населения по истории края и казачества, родословным и многим другим вопросам. Мне удалось посетить несколько музеев в Хоперском округе и в г. Серафимовиче. Там я глубже познакомился с национальной одеждой, предметами быта. Так же изучив несколько литературных произведений Шолохова и Серафимовича, могу описать одежду донского казака. Казаки носили шаровары с лампасами. Если казак был с конем, то он одевал сапоги, если без коня , то заправлял шаровары в белые шерстяные чулки и надевал чирики. Носил подпоясанную рубаху. В зимнее время одевал полушубок или зипун. Казаки для защиты от ветра применяли башлык из белого войлока. Длинные концы башлыка завязывали на шее. Будничная одежда казачки была проста и состояла из платья холщевой ткани. На праздники вытаскивали казачки из сундуков красивые шерстяные юбки и кофточки. Казачки носили ожерелья из жемчуга, браслеты и серьги из золота. Зимой одевали "донскую шубу" и шаль. В настоящее время девушки теряют женственность, забывая такие предметы как платья, юбки и платки, используя вместо них брюки и кепки. Будем надеяться, что элементы женской одежды возродятся.

Заключение.
Историческая культурная среда окружает человека с детства, в ней он приобретает нравственную силу, учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа, города, села. Она становится неотъемлемой частью его жизни, источником воспоминаний о событиях и встречах, необходимым условием возникновения чувства духовной "оседлости", привязанности к родным местам, живительные основы патриотизма и любви к Отечеству. Если человек равнодушен к истории своей страны, к истории своей семьи, не дорожит семейными реликвиями, не гордиться своим домом, не знает истории своего города, не интересуется историей улицы, то вряд ли в нем сильны патриотические чувства. Утрата памятника культуры невосполнима, он разрушается, исчезает из жизни навсегда, и с ним вместе уходят секреты мастерства, технология и техника создания, идейный замысел, социальный смысл в истории эпохи, ценность для будущих поколений. "Запас" культурной среды в мире ограничен, и под влиянием стихийной, а иногда варварской перестройки он истощается и уничтожается. Защита культуры - всенародная обязанность, нравственный долг каждого человека.

Список использованной литературы.
1.Гура В.Как создавался "Тихий Дон", М.,1989
2.Иконникова С.Н. Диалог о культуре, Лениздат,1987, 208с.
3. Иллюстрированная история казачества, репринтное издание 1909, Волгоград: Ведо,1994, 534с.
4.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы, М., 1979
5.Маркс К., Энгельс, Ф., сочинения, т.20
6.Философский энциклопедический словарь, М., 1983
7.Шолохов. Тихий Дон, М.,1993

Назад на содержание.


Hosted by uCoz